музыкальные инструменты группы

    Сайт Группы Токэ-Ча

 

Медные Духовые

см. также "флейты"

Духовые инструменты — В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

Трубы

Труба

Труба Тенор

Труба (итал. tromba) и корнет (ит. cornetto) — духовые медные мундштучные (амбушюрные) инструменты.

ТРУБА вошла в оперный оркестр с момента его зарождения; в "Орфее" Монтеверди, где уже звучало пять труб.

В XVII и первой половине XVIII века для труб писали очень виртуозные и высокие по тесситуре партии, прообразом которых были партии сопрано в вокально-инструментальных сочинениях того времени. Для исполнения этих труднейших партий музыканты времен Персела, Баха и Генделя пользовались обычными в ту эпоху натуральными инструментами с длинной трубкой и мундштуком особого устройства, позволявшим с легкостью извлекать самые высокие обертоны. Труба с таким мундштуком называлась "кларино", то же название получил в истории музыки и стиль письма для нее.

Во второй половине XVIII века, с изменением оркестрового письма, стиль кларино был забыт, и труба стала по преимуществу фанфарным инструментом. Она была ограничена в своих возможностях подобно валторне, и оказалась в еще худшем положении, так как расширяющие звукоряд "закрытые звуки" не употреблялись на ней из-за их дурного тембра. Но в тридцатых годах XIX века, с изобретением вентильного механизма, началась новая эра в истории трубы. Она стала хроматическим инструментом и через несколько десятков лет вытеснила натуральную трубу из оркестра.

Тембру трубы несвойственна лирика, зато героика ему удается как нельзя лучше. У венских классиков трубы были чисто фанфарным инструментом. Те же функции они часто выполняли и в музыке XIX века, возвещая начало шествий, маршей, торжественных празднеств и охот. Больше других и по-новому пользовался трубами Вагнер. Их тембр почти всегда связан в его операх с рыцарской романтикой и героикой.

Труба знаменита не только своей силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами.

*************************************************************************************

Современная труба по своему внешнему виду очень напоминает пионерский горн: та же свернутая овалом трубка, которая, расширяясь на конце, образует раструб… Но в отличие от натурального (то есть, на котором можно извлекать звуки только натурального обертонового звукоряда. На таблице под ними нарисован «0», это обозначает, что звук берется без нажатия вентилей.) горна и старинных труб, сейчас труба снабжена специальным вентильно-пистонным механизмом, дающим возможность извлекать все ступени хроматической гаммы.

В исполнительском процессе активно участвуют три пальца правой руки: указательный, средний и безымянный. Аппликатура на трубе и корнете по сравнению с другими духовыми инструментами довольно проста. Наряду с основной, используемой в практике, существует еще и дополнительная, которая применяется в особых случаях, например, когда необходимо исправить интонационную неточность звукоряда или использовать более удобную комбинацию вентилей. В практике утвердились два вида вентилей: помповые (или «пистоны») и вращающиеся. При помповых вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины, при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону (см. ниже).При вращающихся вентилях добавочные кроны открываются при помощи поворота специальных барабанчиков, которые тоже приводятся в действие нажатием пальцев. На трубе и корнете в основном используется три вентиля (на трубе-пикколо четыре вентиля, что связано с особенностью инструмента), а следовательно, три добавочных кроны — то есть трубки, которые при нажатии вентилей понижают общий строй инструмента на 1/2 — 3 тона. Они вытаскиваются для слива накопившейся в процессе игры влаги и дополнительной подстройки инструмента. Там где основная трубка делает изгиб имеется еще основная крона, при помощи которой проводится основная настройка. Важной составной частью всех медных инструментов является мундштук. Есть много фирм, которые выпускают различные модификации мундштуков, так что каждый исполнитель может подобрать для себя тот самый экземпляр, который необходим ему в тот или иной момент исполнительской практики.

От размеров и профиля мундштука во многом зависит характер тембра инструмента и способность извлекать звуки разных регистров. Хорошие его качества не менее важны, чем игровые возможности самого инструмента. Трубач прикладывает мундштук к губам без нажима и посылает сильную струю воздуха. Но инструмент начинает звучать только тогда, когда появляется вибрация воздушного столба, находящегося в его канале, что происходит в результате вибрации губ. Высота звука зависит не только от нажатия вентилей, но и от большей или меньшей упругости губ и частоты их вибрации.

 

 

На страничку музыкальных инструментов Токэ-Ча

E-mail Токэ-Ча   E-mail Вебмастера/Дизайнера сайта  На Главную