|
музыкальные инструменты этно группы
|
|
Варган / Хомуз / Кубыз / Зубатка / Дрымба
Варган (от лат. "organum", греч. "organon" - музыкальный инструмент) распространен по всему
миру, имеет множество модификаций и больше сорока различных названий.
Наиболее употребимые
названия варгана: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба
(на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России),
шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово
"темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента
комуза). *
В Америке варган называют "еврейская лира" - Jew's harp
(Jew harp, Jew's harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут
объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого
инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в
словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная
лира.
В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel
(маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri или Koukin в Японии, Kumbing или
kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в
Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang
в Китае.
До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости
и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы
стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор
встречаются деревянные модификации варгана. Деревянные варганы до
сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, Монголии и островах Океании.
Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках
- изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане.
В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень
популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.
Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого
транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских
практиках, как древних, так и современных.
Выделяют два типа варганов – пластинчатый
и дугообразный. Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую
деревянную или бамбуковую, костяную, реже – металлическую пластину.
Его язычок вырезывается в середине пластинки.
Дугообразные варганы
выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется
тонкий стальной язычок с крючком на конце. С помощью варгана
можно извлечь только одну ноту, но очень широко варьировать тембровую
окраску звука. Наиболее выразительным в этом плане считается якутский
варган.
Варган состоит из неподвижного
корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона
с рукояткой и дужками, между которыми проходит язычок.
Все вместе образует колебательный контур с системой резонаторов.
Колебания создаются путем дергания язычка. Они передаются на корпус,
его дужки, а через них – на верхнюю и нижнюю челюсти
музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко-
и низкочастотных резонаторов.
Варган был очень популярен и на Руси, причем играли
на нем здесь преимущественно женщины.
Во времена сталинизма варган был запрещен как
вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом.
Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и
передать их своим детям и внукам.
Варган был распространен и в Европе. В средние века
молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для
привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его
экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого
инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия.
В начале XIX века немецкий мастер И.Г. Шайблер создал на основе нескольких хомусов новый концертный инструмент и назвал его аура. Аура состояла из металлического диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из классического репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха
Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским
мастером была сделана первая губная гармоника. В ее основе стоял ряд маленьких варганов выстроенных по высоте звучания. Чуть позже губную гармонику снабжают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян. После распространения этих инструментов, варган в странах Европы окончательно забывают
Cамый крупный в мире музей хомузов существует в Якутске, Саха.
Видео пример игры на варгане, хомусе, комузе, зубатке, дрымбе в композиции Токэ-Ча:
|